Морено-Фестиваль 2006: Отчет

14-18 сентября в г. Ростове-на-Дону в Южно-Российском гуманитарном институте (ЮРГИ) прошла 6-я международная учебная и научно-практическая конференция по психодраме и социометрии «Морено-Фестиваль 2006». Как и в прежние годы, в организации и проведении конференции принимал участие Институт психодрамы, социометрии и групповой психотерапии Морено (Уберлинген, ФРГ).

В конференции приняло участие в общей сложности более 100 человек из городов России и ближнего зарубежья – психологи, психотерапевты, журналисты и представители сферы бизнеса. Фестиваль традиционно проводился в форме серии воркшопов (мастерских) специалистов в области психодрамы, психотерапии и смежных областях.

Доцент и супервизор Института Морено Ингрид Штурм (Берлин) провела два воркшопа в дополнение к своей работе с ростовской группой высшей ступени обучения методу психодрамы. Первый воркшоп Ингрид был посвящен анализу различных пониманий трудов и практики Якоба Л. Морено в разных культурах, городах и школах психотерапии. В теоретической части этого воркшопа были представлены некоторые новейшие разработки в теории социометрии и психодрамы.

На втором воркшопе Ингрид были представлены возможности психодрамы в коррекции межличностных отношений в рамках индивидуальной терапии. Метод монодрамы, который обсуждался на этом воркшопе, вызвал особый интерес у психологов-консультантов и психотерапевтов.

Анна Гринько и Жанна Гербач (Ростов-на-Дону) провели семинар «Введение в психодраму» для студентов и новичков в области психодраматической терапии и практики.

Вторая мастерская А. Гринько и Ж. Гербач была посвящена использованию символдраматических мотивов в психодраме. На мастерской проводилась работа с актуальным состоянием участников, его диагностика и коррекция при помощи мотива «дерево». Вначале участникам было предложено представить образ дерева, т.е. визуализировать свое актуальное состояния и выразить его в заданном образе. Затем участники на психодраматической сцене прочувствовали и вжились в этот образ. Коррекционная работа проводилась посредством серии виньеток.

Воркшоп Елизаветы Загряжской (Москва) "Психодрама в клинике" собрал людей, интересующихся возможностями применения психодраматического метода в психотерапевтической работе с пациентами, больными шизофренией. Ведущая мастерской Елизавета Загряжская делилась своим опытом групповой и индивидуальной работы с тяжелыми пациентами. Обсуждались возможности и ограничения групповой психодраматической работы в клинике. Елизавета Загряжская показала, как можно использовать модифицированный ею метод плэй-бэк театра с больными шизофренией в терапевтических целях. Участники ворк-шопа имели возможность попробовать себя в роли терапевтически ориентированных актеров, разыгрывающих истории пациентов психиатрических больниц.

Павел Горностай (Киев) работал с темой «Запреты, с которыми мы живем». Мастерская представляла собой фрагмент тренинга, направленного на преодоление сценарных запретов, формирующихся в первые годы жизни,  и была основана на синтезе трансактного анализа и психодрамы. Участники рассмотрели некоторые реальные ситуации, в которых проявляются сценарные запреты, пытались отличить "взрослые" запреты от "родительских", попробовали отказаться от одних запретов, а другие превратить в личностные ресурсы.

Мастерская Михаила Перцеля (Екатеринбург) была посвящена теме этики взаимоотношений человека с таким явлением, как мобильная связь. Проведенный с помощью метода психодрамы, воркшоп позволил участникам на уровне реальных ощущений и их анализа понять некоторые причины поведения людей, вносящих дискомфорт в жизнь окружающих с "помощью" этого действительно полезного достижения технического прогресса. Разыгрывая различные роли, как нарушающих этикет, так и их "жертв", члены группы получили возможность обоснованно определить для себя границы, касающиеся доступности, приватности, личной свободы и уважения прав других людей при использовании мобильной связи, что стало логичным подтверждением основных пунктов "Хартии мобильного этикета", разрабатываемой  компанией "Билайн".

Мастерская Марины Румянцевой (Москва) «Счастливое племя (история одного племени)» анализировала  стили лидерства, присущие каждому, то, с помощью каких средств лидер может создавать резонанс и вести за собой. На основе теории эмоционально лидерства Даниэла Гоулман, участникам было предложено упражнение на выбор самого комфортного для них стиля (из шести представленных - идеалистический, демократический, обучаюший, товарищеский, амбициозный и авторитарный)  и самого неподходящего для них. Был проведен анализ, как стиль лидерства соотносится с качествами личности. Затем в ролевой игре определившиеся лидеры искали вариант решения кризисной ситуации в одном несчастном индейском племени и, используя один из стилей, вели народ за собой.

Выбор темы вокшопа Илоны Романовой (Екатеринбург) «Выбери меня или любовь в Интернете» был обусловлен появлением новой сферы психотерапии: все чаще к терапевтам обращаются клиенты с проблемой Интернет-зависимости, причем именно те, кто чувствует зависимость от сайтов знакомств. О чудесных замужествах с Принцами из Интернета ходят легенды. Однако за всем этим скрываются зачастую серьезные психологические проблемы – неуверенность в себе, страх отвержения, страх близости, сексуальные проблемы и т.д. Исследованию одной из подобных проблем – страху отвержения и был посвящен вокшоп. В качестве разогрева группы использовалась серия структурированных упражнений, включающих элементы социометрии, и построенных по образцу разных форм так называемых «быстрых знакомств».

Кристина Щурова (Москва) провела мастерскую "Властелины времени: технологии достижения успеха". Воркшоп включал в себя ряд психодраматических методик, используемых в психотерапии, бизнес-консультировании и коучинге, ориентированных на осознание участниками своих целей, стратегий достижения успеха и эффективного управления собственным временем. На мастерской каждый участник получил возможность проработать свои проблемы, связанные с нехваткой или неправильным распределением времени, пересмотреть свои ценности и найти ресурсы для усовершенствования своей жизни.

В качестве разогрева группе, проведенной Леонидом Огородновым (Москва) была предложена мифодрама «Иггдрасиль. Жертвоприношения Одина», позволившая участникам узнать о жертвах, которые приносил верховный бог скандинавского пантеона ради обретения мудрости. У участников была возможность соотнести мифологический мир скандинавов со своим внутренним миром. В последовавшей за мифодрамой клиентской работе были использованы руны в качестве проективной методики. Протагонист отметил точное соответствие полученных случайным образом рун и актуальной проблемой. В качестве обратной связи ведущий получил один из самых удивительных отзывов «Ну, никакого разочарования!».

Лариса Межерицкая  (Новосибирск) провела воркшоп «Мужской мир, женский мир. Как встретиться, познакомиться и остаться в живых». Был осуществлен тренинг мужских и женских расположений - двух потоков,  не мешающих друг другу. У участников  была возможность встретиться с мужским и женским мирами,  увидеть их роли, услышать их голоса, и, при желании, «зайти» в другой мир изнутри.

Мастер-класс Андрея Талдыкина (Ростов-на-Дону) «Предел желаний» был посвящен теме реализации заветных желаний, стремлений и надежд в достаточно широком их понимании. По форме проведения мастерская  представляла собой цепь коротких работ («виньеток»), проводимых в рамках символической реальности.

Александр Семенов (Ростов-на-Дону) провел мастерскую «Наставники круглого стола. Психодраматическое проживание архетипов холодинамики».В основу воркшопа легло понимание этапов развития в жизни человека и архетипов, играющих определяющие роли на каждом из них. Во время мастерской участники ознакомились с теорией В.В. Вернона, представили «наставников» шести уровней развития человека, определили свое положение в предложенной системе. При психодраматическом проживании общения с «наставниками», прояснили их роль в собственной жизни, и получили ресурс в зависимости от запроса.

С вполне понятным нетерпением многие участницы и участники фестиваля ждали воркшопа Людмилы Муслаковой (Екатеринбург) «Инициация женщины». С точки зрения Людмилы, биологическая зрелость не приводит автоматически к социально-психологической. Работа в группе была посвящена выявлению личностных аспектов женщин, которые не прошли определенные этапы развития, а также осуществлению их перехода на следующую стадию развития. Использовалось драматическое разыгрывание сказки для реализации инициации из стадии «девочки» в стадию развития «девушки». На примере выраженного психического дисбаланса и стагнации личности у больных в результате пережитых в детстве психических травм, был показан опыт работы с женщинами, имеющими структуру личности пограничного уровня, с выраженной инцестуозной зависимостью от отцов. Сказка использовалась как воспроизведение ритуала инициации с учетом болезненных личностных отклонений.

Близкий по тематике воркшоп «Архетипическая психодрама» провела Татьяна Василец (Ростов-на-Дону). Воркшоп использовал технику проживания  групповых инициаций (от лат. initio – посвящение, переход), способствующих восхождению по ступеням мужской и женской зрелости. Мастерская позволила участникам исследовать потенциалы мужских (разведчик, защитник, кормилец, муж-генерал, король, целитель, священник) и женских (ведьма, амазонка, гейша, жена-мать, королева, фея, богиня) архетипических областей. В инициации «Битва с Драконом» разыгрывалось символическое преодоление препятствий, стоящих между мужским и женским началами личности посредством групповой инициационной игры.

Александра Гельд (Екатеринбург) провела воркшоп по мотивам душевной травмы сантехника, обнаружившего при прочистке унитаза, что забит он был пачками денег. Участники воркшопа "Деньги в унитазе" имели возможность исследовать свое "взаимодействие" с деньгами; увидеть и почувствовать "как" и  "почему именно так" они к ним относятся; что для них есть "деньги", откуда они у них берутся и на что тратятся...  Были предложены конкретные упражнения, благодаря которым, участники вначале работали индивидуально, а затем обсуждали в группах полученный опыт.

Роли денег в нашей жизни был посвящен и воркшоп Каринэ Серебряковой (Москва) «Качели или баланс давать-брать в человеческих отношениях». В мастерской использовались элементы метода расстановок, демонстрировались возможности включения этой техники в работу психодраматической группы. С помощью метода расстановок участники пытались найти баланс «давать-брать», изучали роль, которую играют деньги в установлении этого баланса.

Второй воркшоп Каринэ назывался «Стой, кто идет?! Или от кого и как охранять свои личные границы?». Участники воркшопа имели возможность  построить новые личные границы и укрепить старые, проверить крепость замков и поставить дополнительную стражу от особо настырных, определить и расширить свое собственное пространство. Как выстроить свои границы и научиться их охранять? Кого пускать в свое личное пространство, а кого нет? Как научиться не нарушать чужих границ? Эти непростые вопросы плотно заняли время, отведенное для воркшопа.

Татьяна Солдатова (Ростов-на-Дону) продолжила денежную тему воркшопом «За все в жизни надо платить. Продажи как инстинкт естественного развития».  Мастерская была  посвящена психо- и социодраматическому исследованию  баланса между нелюбимыми «платить» и «продавать» и желанными «получать» и  «дарить». В процессе работы выяснилось, что вопрос не в том, что мы обязаны платить, а в том, что мы всегда в отношениях обмена с людьми и миром и главное, чтобы этот обмен был равноценным. Участники обменивались своими талантами, создали «прайс-лист» своих отношений с жизнью и ушли удовлетворенные состоявшимся на воркшопе натуральным обменом.

В этом году на фестивале были представлены также мастерские специалистов в других областях психотерапии.

Филипп Филатов (Ростов-на-Дону) провел воркшоп «Сны, которые видят нас», в ходе которого проходила работа с образами и структурами сна в группах самопознания с применением техник объективации, конфронтации и диалога, проигрывания и переписывания сновидения. Воркшоп представлял собой попытку синтеза постъюнгианских и психодраматических методик. То, насколько эта попытка была удачной и плодотворной, стало предметом бурной дискуссии.

Елена Ромек (Ростов-на-Дону) провела демонстрацию возможностей рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) Альберта Эллиса. С большим интересом был встречен ее рассказ о работе Института Эллиса и ее участии в сертификационном курсе в Нью-Йорке.

Андрей Сукманюк (Москва) на зеленой лужайке при прекрасной погоде провел мастерскую «Целостное движение», в которой продемонстрировал систему установления максимально полного и доверительного контакта человека с его телом. Работа в группе была направлена на снятие мышечных блоков и зажимов, связанных с различного рода ситуациями и травмами, ранее пережитыми участниками.

На воркшопе «Свободное дыхание или путешествие к целостности» Андрей Сукманюк (Москва) и Александр Естигнеев (Новороссийск) представили метод интеграции личности посредством свободного дыхания, который помогает перейти от зависимости к свободе и самодостаточности, а также проработать сексуальную агрессию и эффективно преодолевать экстремальные стрессовые состояния.

Евгения Купцова (Ставрополь) с точки зрения психоаналитической традиции провела мастерскую "Психотерапия и религия: где спасение?" Такие вопросы, как сочетание психотерапии и религии в жизни современного общества и в душе каждого человека, свободы выбора пути спасения в кризисной ситуации, стали предметом интенсивной дискуссии, которая возникла на мастерской.  Возможность  поделиться  собственным  опытом  и соприкоснуться с чужим позволили  каждому  из участников группы найти для себя новые ответы и вопросы.

Опытом применения элементов психодрамы на уроках литературы и в играх-импровизациях с подростками поделились Виктор Казакевич и Ирина Масандилова (Москва). С использованием видеозаписей уроков и игр была представлена работа с подростками, пробуждающая интерес к литературным произведениям и позволяющая глубже понять характер отдельных литературных персонажей.

Традиционно Морено-Фестивали завершаются поездкой в археологический музей-заповедник «Танаис» и групповой работой на раскопках древнего города. Там и проходил вокшоп Илоны Романовой (Екатеринбург) и Леонида Огороднова (Москва) «Миф о Трое: утро после войны». Атмосфера античного города располагает к тому, чтобы в качестве сюжета для проведения социодрамы использовать мифы, сказки, притчи. В этот раз был выбран древнегреческий миф о Троянской войне. История девятилетней троянской войны включает множество сюжетных поворотов и эпизодов. Ведущими были выбраны два первых сюжетных отрывка – спор Богинь по поводу яблока раздора и похищение Прекрасной Елены. Это позволило обозначить три линии взаимодействия: конкуренция между Богами, взаимоотношения Боги – люди, противостояние людей (троянцы – греки). Поскольку в конце таких эмоционально насыщенных мероприятий, как Морено-Фестиваль, обычно уровень активности высок, всегда есть необходимость сконтенировать чувства участников. Такую задачу ставили и ведущие социодрамы. Именно поэтому было вето на прямое столкновение, война была обозначена только символически, а участникам было предложено найти символ-предмет, означающий приобретенное или потерянное в ходе войны, осмыслить его и проговорить чувства. Шеринг был проведен в форме проговаривания чувств и ритуальных действий с выбранными предметами. Участники продемонстрировали высокий уровень спонтанности, эту работу можно назвать подводящей итоги общей тематике фестиваля.

На финальном капустнике прозвучало предложение делегации Украины несколько расширить географию проведения Морено-Фестивалей, обсуждались разные варианты, в том числе – и археологические раскопки в Крыму.