Сообщение об ошибке

  • User warning: The following module is missing from the file system: file_entity. For information about how to fix this, see the documentation page. in _drupal_trigger_error_with_delayed_logging() (line 1138 of /var/www/romek/data/www/psychodrama.ru/includes/bootstrap.inc).
  • User warning: The following module is missing from the file system: metatag. For information about how to fix this, see the documentation page. in _drupal_trigger_error_with_delayed_logging() (line 1138 of /var/www/romek/data/www/psychodrama.ru/includes/bootstrap.inc).

Морено-Фестиваль 2004: Встреча вместо отчуждения

Image: 

13-18 сентября 2004 года в Южно-Российском гуманитарном институте (ЮРГИ) прошла четвертая международная научно-практическая конференция по психодраме и социометрии "Морено-Фестиваль 2004". Конференцию совместно организовывали и проводили ЮРГИ и Институт психодрамы, социометрии и групповой психотерапии Морено, Уберлинген, ФРГ.

Конференция началась с приветственного фуршета, на котором доцент Института Морено Клаус-Эрнст Хартер вручил дипломы об окончании основной ступени обучения ведущих психодраму членам второй учебной группы Института Морено, сертифицировав их таким образом в качестве ассистентов психодраматурга. Это стало своеобразным итогом четырехлетней истории Морено-Фестивалей в Ростове-на-Дону.

В последующие дни конференция традиционно строилась как серия трехчасовых воркшопов, ориентированных как на новичком в психодраме, так и на "продвинутых" психологов и психотерапевтов. Всего в конференции приняло участие более 60 человека из 16 городовРоссии, Украины, Эстонии, Голландии и Германии. Помимо постоянных участников Морено-Фестивалей на конференцию прибыли и новички, для которых Владимир Ромек (Ростов-на-Дону) провел воркшоп по введению в психодраму.

Для опытных психодраматургов Клаус-Эрнст Хартер (Мюнхен) предложил воркшоп "Ролевые кластеры", на котором в активных действиях изучались различные ролевые инстанции участников, их взаимовлияние и взаимопроникновение.

Павел Горностай (Киев) провел мастерскую "Сильный пол - слабый пол: Ресурсы женственности и мужественности". На этой мастерской сначала было предложено несколько социометрических разогревов, имеющих своей целью актуализировать мужское и женское начало в человеке и некоторые другие мотивы (например, близость к идеалу). Автор предложил так называемую динамическую социометрию, когда человек не просто выбирает место, соответствующее его позиции, а перемещается вдоль всего континуума, пытаясь прочувствовать энергетику разных состояний, а затем выбирает место, где ему комфортнее всего. В результате психодраматической проработки темы "Почему я не могу выбрать будущего брачного партнера?" протагонистка (главное действующее лицо в психодраме) осталась очень довольной произошедшим процессом.

Еще один представитель Украины Ольга Московцева-Бойко (Харьков) провела воркшоп "Точка перехода: вариации техники". В мастерской были практически представлены 3 варианта использования авторской техники "Точка перехода". Само презентация вариаций данной техники интегративно включила в себя серию индивидуальных работ с каждым участниками группы и была в целом структурирована как классическая психодраматическая протагонист-ориентированная виньетка: 1 вариация техники - фокусировка проблемы, 2 вариация - разогрев, 3 вариация - действие. Далее следовал шеринг и процесс-анализ.

Содержательно к работе Павла Горностая близок был первый из двух воркшопов Романа Золотовицкого (Москва, Гейдельберг), посвященный различиям между методами психодрамы и социодрамы. В результате спонтанного выбора в качестве темы социодрамы был выбран диалог между мужчиной и женщиной, на примере которого и были обсуждены изучаемые различия. Вторая мастерская Романа Золотовицкого называлась "Любовь как акт лишена глагола" и была посвящена психодраматическому изучению любовных отношений. Ведущий, с использованием ряда оригинальных приемов и техник психо- и социодрамы, сумел добиться известной степени ясности в изучении такого сложного и неоднозначного явления, как любовь.

Особенностью четвертого Морено-Фестиваля стало то, что контакты, возникшие на предыдущих фестивалях нашли свое действенное выражение в совместной работе ведущих. Так, Елизавета Загряжская (Москва) и Ольга Московцева-Бойко (Харьков) провели совместный воркшоп "Род Эдипа: послания античности" (социодрама). В представленной мастерской ведущие предложили участникам группы социодраму по классическому сюжету "Царь Эдип" (Софокл) с точки зрения трансгенерационного подхода: была сыграна история 3 поколений этой семьи, и проанализирована возможность прекращения передачи т.н. "родового проклятия". Внутри истории каждого поколения группа выделила ряд актуальных для настоящего времени тем. Одной из важных задач для данной мастерской ведущие выделяли процесс символического отыгрывания потерь, утраты и оплакивания родственников и близких людей, страха перед террористическим насилием.

Еще одна пара ведущих, сложившаяся в ходе предыдущих фестивалей, Татьяна Солдатова и Александр Семенов (Ростов-на-Дону) провела очень веселый ворк-шоп, соединивший несоединимое: трудность выбора и кайф от реализации возможностей мастерскую "Истовик-камень (психодрама, симорон и параллельные реальности)". Участники воркшопа "грелись" смешными приветствиями, рассказами о судьбоносных ситуациях в своей жизни, зигзагом выбора. Покупали в "волшебном магазине" реальные камешки-истовики, присланные волшебником изумрудного города. А платили своими иртуальными препятствиями в ситуациях выбора. Сходились стенка на стенку в социодраме "Камень преткновения или камень-истовик", стараясь понять, за все ли в жизни надо платить или можно разрешить себе реализовывать свои желания. Во время бурного шеринга сошлись на том, что всегда что-то приобретаем, чем-то платим, главное понять, чем и за что, и не перепутать. Затем отменили все сомнения и, скандируя речевки зарифмованных желаний, десантировались со стульев в новые миры, где все возможно. На этом раздача слонов и материализация духов была завершена. Все получили в безвозмездное пользование именные камни-истовики, заряженные групповой энергией. Отдельное спасибо нужно сказать ректорату ЮРГИ, пожертвовавшему ради этого десанта двумя стульями.

Кристина Щурова (Москва) провела мастерскую "Знак четырех", которая представляла собой теоретически-практическое занятие, основанное на "архетипе сезонности" и использовании его в психодраме. Участники мастерской прошли путь от "весны" до "зимы", знакомясь с закономерностями и тенденциями каждого психологического "сезона", поучавствовали в социодраме, где имели возможность исследовать и пережить свои отношения с целями и препятствиями и соединить основные психологические теории с практикой психодрамы.

Олег и Тийна Меркульевы (Тарту) провели воркшоп "Тренинг профессиональной роли", в котором участники изучали социальный атом и его реализацию в профессиональной сфере.

Содержательно этот воркшоп перекликался с мастерской Илоны Романовой (Екатеринбург) "Цыганочка с выходом", в котором разрабатывались варианты работы с маломотивированной группой и воркшопом Виктора Шапошникова и Ларисы Межерицкой (Новосибирск) "Люди и деньги", в котором анализировались механизмы и эффекты профессиональной и личной карьеры. Вторая мастерская Илоны "Сундук с наследством" изучала трансгенерационные передачи и социальные траектории на примере послания матери своей выходящей замуж дочери. Стоит следовать траектории, заданной предками - вот вопрос, который всесторонне изучался. Еще одной особенностью фестиваля, как уже становится ясно, было присутствие на нем мифических существ и сюжетов.

Леонид Огороднов (Москва) провел мастерскую "Девять миров скандинавской мифологии и психодрама". После разогрева, позволившего группе познакомиться со структурой миров скандинавского Мирового Древа, была проведена работа, направленная на интеграцию различных ролей протагониста, соответствовавших этим мирам.

Вторая мастерская Леонида Огороднова была проведена в археологическом заповеднике "Танаис" совместно с Кристиной Щуровой (Москва). В основу социодраматической сессии был положен мифологический сюжет о войне асов и ванов. Асы и ваны представляют собой две расы богов скандинавского пантеона. С точки зрения психоаналитической парадигмы, асов можно считать персонификацией сознания, а ванов - персонификацией бессознательных влечений, в первую очередь - сексуального влечения и влечения к власти. Дополнительную заинтересованность группы в этой работе обеспечило то обстоятельство, что греческое поселение Танаис, по представлениям скандинавов, являлось Ванахеймом, то есть "домом ванов".

Андрей Талдыкин (Ростов-на-Дону) осуществил на фестивале пилотный проект, соединяющий юнгианский подход в работе с индивидуальным коллективным бессознательным (методика "Dream cards") с психодраматическими технологиями. Воркшоп "Карты снов и фантазий. Анимация архетипов" прошел в атмосфере, наполненной психоаналитической символикой. Помещение обладало ярко выраженной центральной фигурой в виде монументального столба. Количество участников исчислялось сакральной цифрой 9 (не включая фигуры директора). Вечернее время проведения немало способствовало легкому формированию сновидческих состояний. Разогрев, во время которого участники отыгрывали свои уникальные способы отхождения ко сну, что затем, с драматическими подробностями воспроизводились членами группы, довольно быстро создал уютную, в некотором смысле интимную атмосферу. Потом, внимательно и вдумчиво выбрав из расклада карту, каждый погрузился в создание своей собственной сновидческой фантазии. Выбор протагониста прошел стремительно и легко. После чего, собственно, началось психодраматическое действие, по форме более всего приближающиеся к сколь традиционной, столь и неторопливой "Расстановке". Пожалуй, не стоит углубляться в детальное описание самого действия, носившее попеременно то апокалиптичный, то трансовый, то комичный характер. Важным и ценным была глубокая и творческая включенность всех участников от протагониста и "вспомогательных "Я"" до зрителей "аквариума".

Юнгианскую линию продолжил воркшоп Филиппа Филатова (Ростов-на-Дону) "Юнгианская психодрама". В мастерской "Территории внутреннего опыта" была проведена работа с имагинативным центром группы (техники "Помойное ведро" и "Алхимический тигель"), упражнения "Детская" (работа с "переходным объектом") и "Владения Тени". Многое пришлось давать в сжатом, предельно сокращенном варианте. Были моменты регрессии и актуализации ресурсных переживаний детства, проработка глубинного конфликта в группе; причем имагинативные техники сочетались с элементами психодрамы.

Юнгианство и гендерные проблемы были объединены в воркшопе Жанны Гербач и Анны Гринько (Ростов-на-Дону) "Мужское и женское в себе", в котором в серии психодраматических виньеток изучалось мужское и женское начало во внутреннем мире участников. То, в какой мере эти инстанции определяют реальное поведение участников, было видно в сценически представленных диалогах этих участников.

Психоаналитический вариант психодрамы представил Влад Ермак (Ростов-на-Дону).

Каждый вечер Юрий Журин (Москва) вел очень эффективную группу личной психодраматической терапии, что, пожалуй, стало одной из новинок фестиваля. Подводя итоги, можно сказать, что тема "Встреча вместо отчуждения" преимущественно рассматривалась как встреча мужчины и женщины, что неизбежно вело психодраму в русло классического и юнгианского психоанализа.

Среди возможных мест проведения - Ростов-на-Дону (традиционно), Крым, Тарту, Екатеринбург, Ванген (ФРГ). То, что он состоится, не вызывает ни у кого сомнений.

Владимир Ромек