Морено-Фестиваль 2001: Фестиваль как психодрама. Психодрама как фестиваль.

Image: 

Первая в России конференция по психодраме закончила свою работу 22 сентября 2001 года в Ростове-на-Дону небольшим театром импровизации на сцене одного из самых престижных в Ростове кафе. Хозяин кафе – словенец Питер, много и хорошо поддерживавший организаторов конференции, потихоньку предупредил случайных посетителей о том, что здесь банкет психотерапевтов, что будет шумно, и что, может быть, лучше перейти в другой зал. Не ушел никто. Смеялись до слез и много аплодировали. К полному восторгу иностранных тренеров спонтанные танцы закончились серией спонтанных импровизаций, оставив добрую грусть в сердцах участников семинара. На следующий день в адрес оргкомитета фестиваля пришло письмо профессора Вест-Честерского университета (США) Эберхарда Шайффеле. Вот несколько строк из этого письма.

«Дорогой Владимир,  никакие слова не способны выразить того, что я чувствую. Суббота была совершенно особенным днем. Экскурсия в Танаис, банкет у Питера, танцы и импровизации. Я этого никогда не забуду. Я ненавидел саму мысль о необходимости возвращаться. По приезду лишний раз обнаружил, насколько холодны здесь люди. Мы многому должны учиться у вас. Люди, с которыми я познакомился у вас, намного теплее, открытие, чувствительнее, добрее и креативнее, чем здесь.

 И, конечно,  у вас живут самые прекрасные женщины в мире!

Работа с вами доставила мне истинное удовольствие. Я очень надеюсь, что когда-нибудь снова буду работать, играть, импровизировать и танцевать с моими друзьями в Ростове».

К этому времени большинство западных тренеров уже были дома. Любимая ученица Якоба Морено Грета Лейтц размышляла, стоит ли привлекать фармацевтические компании в качестве спонсоров психодраматической конференции, и хватит ли у Морено-Института психодрамы в Уберлингене сил, чтобы начать и закончить обучение психодраматургов Ростова и Москвы, уже получивших сертификаты ассистентов психодрамы, по программе высшей ступени обучения. Второе издание книги Греты «Классическая психодрама Якоба Леви Морено» тоже, вероятно, потребует спонсирования – так что есть о чем задуматься.

Другая прямая ученица Морено – Элейн Сахнофф подсчитывала количество выданных ею сертификатов и сама себе удивлялась – почему она это сделала бесплатно. Хотя, конечно, экскурсионная программа и на нее произвела впечатление, а стремительный разогрев русских участников воркшопа с множественным дублированием, пожалуй, поможет ей кое-что подкорректировать в ее книгах,  посвященных этим аспектам психодрамы.

Карло Капауль и Лотар Янссен, содиректора швейцарского Института психодрамы на основе юнгианской психологии обдумывали планы переселения в Ростов месяца на три и загадочно намекали в переписке на какие-то незавершенные здесь дела. Тема их психодрамы – террор и ужас во сне и наяву – конечно, затронула многих, в том числе и самих психодраматургов.

Интернациональная пара - финн Ээро Юлкунен и шведка Керстин Юрдель  переживали разлуку и одиночество, нахлынувшие после психодрамы на тему «Один в этом мире». У них были к тому все основания – никому не следует уезжать с фестиваля, не дождавшись банкета!

А вот Гунилла Ингмар (Швеция), проводившая группу «Психодрама и время» своим временем распорядилась куда более разумно – приехав за три дня до начала фестиваля, она уехала лишь после его окончания.

В Берлине директор Института психодрамы для Европы Ильдико Мэверс размышляла о том, что она делает на психодраматической конференции в Берлине, если в Ростове так весело и интересно.

Эберхард думал о ростовских женщинах.

Ректор Южно-Российского гуманитарного института Виктор Пигулевский, спонсировавший фестиваль, добывал наличные деньги, чтобы заплатить по всем счетам, которые все продолжали поступать.

Владимир Ромек просто спал, время от времени вскрикивая во сне: «Где оргкомитет? Дайте мне кого-нибудь из оргкомитета!». Это был его день рождения, который, как известно только раз в году.

А Елена Ромек , наконец, поняла, зачем она пишет диссертацию о психотерапии. Впрочем, свое открытие она тут же по привычке перевела на английский.

Фестиваль начался с пленарных лекций, на которых многие впервые увидели Грету Лейтц, выступившую с блестящим двухчасовым докладом о триединстве психодрамы социометрии и групповой психотерапии и истории становления системы Морено. Карло и Лотар рассказали о юнгианской психодраме, проиллюстрировав ее небольшой драмой.

Роман Золотовицкий обрисовал (радужные) перспективы развития психодраматического движения в России и представил собравшимся (в этот день в зале Городской публичной библиотеки было более 130 человек) второе издание книги Морено «Социометрия», для которой он написал предисловие. Доктор Шайффеле в это время еще сидел в аэропорту Нью-Йорка, ожидая  первой возможности вылететь в Москву. Он приедет позже и прочтет замечательную лекцию по материалам своей докторской диссертации о личной истории Морено и истории психодрамы, проиллюстрирует ее слайдами и исторической видеозаписью работы Якоба Морено. В Ростове Эберхард впервые встретится с Гретой Лейц, о которой писал в диссертации и во второй раз со своей давней знакомой по семинарам Церки Морено в Биконе (США) ростовчанкой Юлией Менджерицкой.

Ростов в эту неделю стал местом множества психодраматических встреч, местом драм и инсайтов, местом, где учеба технике психодрамы происходила по законам социометрии – любой выбор рождал столкновением, а каждое столкновение становилось выбором.

В день русских воркшопов иностранцы выбрали экскурсию по окрестностям Ростова и не раз об этом пожалели. Все русские психодраматурги продемонстрировали высочайший класс работы, и это также стало общим открытием. Хотя, конечно, увидеть «живую» работу классиков безусловно интересно, полезно и поучительно. Автографы знаменитосте и фото с ними в обнимку украсят не один психотерапевтический кабинет.

Итак, некоторые итоги. Первая международная конференция по психодраме в России началась и, увы, закончилась. В ней приняло участие более 80 человек:  психологи из России, Украины, Эстонии, Белоруссии, Казахстана, Германии, Швеции, Швейцарии, Финляндии, США. Тренинговая программа дала участникам конференции в общей сложности более двух с половиной тысяч часов психодраматического образования по стандартам FEPTO и American Board of Examiners in Psychodrama, Sociometry and Group Psychotherapy. Конференция показала огромные перспективы развития психодрамы в России – а также актуальную необходимость разработки собственных стандартов подготовки руководителей психодрамы.

Все мы будем стремиться к тому, чтобы Морено-Фестиваль стал регулярным, как и полагается Празднику.

Ромек ВладимирРомек Елена